Год выпуска:1976-1979
Страна:СССР- Киевнаучфильм
Жанр:приключения / анимация / мюзикл
Продолжительность:123 мин
Перевод:Русский оригинальный
Режиссер: Давид Черкасский "Сценарий:Илья Воробьёв, Андрей Некрасов (повесть)"
Роли озвучивали:
Зиновий Гердт — Врунгель
Евгений Паперный — Лом, Шеф, директор зоопарка, репортёр, член яхт-клуба
Георгий Кишко — Фукс, таможенный чиновник, почтальон, репортёр, член яхт-клуба
Григорий Шпигель — Агент 00X
Семён Фарада — Джулико Бандитто
Александр Бурмистров — Де Ля Воро Гангстеритто, директор театра, член яхт-клуба
Эдуард Назаров — Капитан «Чёрной Каракатицы»
Вениамин Смехов — Адмирал
Ансамбль солистов Государственного симфонического оркестра УССР п/у Н.Басова
Описание:Веселая повесть о невероятных приключениях капитана Врунгеля, его старшего помощника Лома и матроса Фукса, совершивших кругосветное путешествие на яхте «Беда».С героями мультфильма постоянно происходят необычные истории, однако благодаря находчивому и невозмутимому капитану Врунгелю, команда всегда находит выход из сложной ситуации.
В сборник включены все 13 серий мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».
Используя значительную часть комических сцен из книги, мультсериал имеет совершенно другой центральный сюжет, основанный на похищении Фуксом Венеры Милосской и преследовании «Беды» итальянскими мафиози. Действие происходит не в 1930-х годах, а в 1970-х, и Джулико Бандитто — уже не сержант армии Муссолини, а просто гангстер. В сюжете обыгрываются и пародируются многие реалии и стереотипы времён позднего «застоя».
Периодически появляющиеся руки Шефа с перстнями — явная перекличка с эпизодами из х/ф «Бриллиантовая рука», особенно в тот момент, когда Шеф гангстеров запирает двери на все замки и засовы.
Агент 00X — см. агент 007, майор Пронин
-В качестве вокальной темы «Песни гангстеров» использован знаменитый хит Перри Комо «It's Impossible» (в оригинале - Somos Novios, авторства Армандо Манзанеро), а один из крупнейших бестселлеров 70-х «Tie A Yellow Ribbon Round The Old Oak Tree» стал основой для «Маны, маны».
-Слова "И за энто режиссенто нас сниманто в киноленто" в песне гангстеров указывают на знаменитый фильм "Крёстный отец" и на фильм "Капоне".
-Море за бортом в подавляющем большинстве кадров сериала — настоящее, а не нарисованное. И это абсолютно логично: самое главное в фильме о моряках — это, конечно же, море. А никакое нарисованное море не сравнится с настоящим. В пятой и тринадцатой сериях в кадр попадают также борта всамделишной яхты.
-Совмещение мультипликации и кино используется в этом сериале очень часто (чёрно-белые вставки из кинохроники не в счёт). --Во второй серии Врунгель и Лом бегут по настоящему лесу. В ряде серий в мульткадр вмонтированы настоящие огонь и/или дым. -В седьмой серии автомобиль едет по улицам реального города (Токио, кадры взяты из фильма «Солярис» Тарковского). В отдельных сериях фоном служит настоящее небо. В девятой серии использованы кинокадры с катящимися бильярдными шарами.
-В упомянутом выше горящем лесу заметны фигуры пожарных.
-Образы героев мультфильма и отдельные мизансцены создавались во многом с опорой на классические иллюстрации Константина Ротова.
-Обилие «ляпов» связано с тем, что фильм, по утверждению самого Давида Черкасского, создавался с рекордной скоростью и времени исправлять многие неточности уже не было. Но обнаружение стольких накладок и вдобавок систематизация некоторых из них говорят лишь о том, что мультфильм очень популярен и поклонники готовы пересматривать его снова и снова.
Почти весь сериал сделан в технике перекладки. (В ряде кадров также использованы вырезки из фотографий, проволоки, нитки.) Исключение (обычная рисованная мультипликация) составляют преимущественно те кадры, где объект движется на зрителя, либо, наоборот, удаляется в глубь экрана, либо панорамируется с разных сторон. Также без перекладки сделаны эпизоды с участием огромной толпы бандитов (9 серия): общий план и количество персонажей в кадре не позволили бы выложить каждого из кусочков.
-У Шефа указательный палец в течение всего фильма отсутствует то на правой, то на левой руке.
-Усы главного героя, Христофора Бонифатьевича Врунгеля, на протяжении сериала выглядят то чёрными как смоль, то чёрными с проседью, то совсем седыми.
-Паруса на «Беде» и на «Чёрной Каракатице» периодически пропадают и появляются снова. Видимо, это специальный ход создателей, чтобы в нужных эпизодах сосредоточить внимание зрителя на персонажах. Возможно, что и штурвал на «Беде» временно исчезает по этой же причине. Либо это такой штурвал, который легко переставляется с места на место, раз от выстрелов артиллерийских орудий он пару раз взлетал на воздух, а через минуту снова оказался на палубе. Также в этом плане примечательна мачта: выстраивая декорации к празднику Нептуна, Врунгель раскатывает на палубе яхты широкий ковёр в клетку. Это может означать только то, что мачту вместе с парусами куда-то убрали на время.
-Любопытна конструкция «Чёрной Каракатицы». На более крупных планах это судно напоминает деревянный корабль XVIII в. (причём парус фок — полосатый, чёрный с оранжевым), на общих — современную модель одномачтовой яхты (фок — однотонный коричневый). Нактоуз с компасом перемещается то к носу яхты, то к штурвалу.
-Количество и расположение замков на футляре контрабаса меняется от кадра к кадру. В конце восьмой серии гангстеры демонстративно взламывают все замки, но через две серии они снова возникают на футляре из ниоткуда. При этом футляр много раз подкидывали и роняли, однако скульптура, как ни странно, не раскололась на куски.
-Матросы на «Чёрной Каракатице» при первом появлении перед зрителями (3 серия) — одноногие и бородатые, как и капитан. В последующих сериях они «видоизменяются» и остаются такими до конца.
-Агент Ноль-Ноль-Икс во второй серии — с огромным носом, без усов и с золотым зубом во рту. Начиная с четвёртой серии, его нос становится уже, появляются усики (которые, впрочем, то вновь пропадают, то делаются гуще), а золотой зуб больше не виден.
-Третья серия заканчивается эпизодом, где Джулико и Де Ля Воро получают задание от Шефа. В начале четвёртой серии, когда этот эпизод повторяется, оба гангстера одеты уже иначе. В таких костюмах они остаются до конца фильма. У Гангстеритто тоже в паре кадров исчезают усы.
-В продолжение всей регаты турецкие моряки перемещаются с яхты на яхту, если судить по цвету парусов, палубы и бортов.
-По поводу головных уборов: а) второстепенные бандиты в замке интересным образом меняются шляпами (9 серия); б) ушанка на голове Фукса становится его обычной шляпой и наоборот (9 серия); в) канотье директора театра превращается в широкополую ковбойскую шляпу и обратно (11 серия).
-Наблюдается неопределённость с цветом перчаток и у Агента, и у Гангстеритто, и у второстепенных бандитов в замке, и у капитана «Чёрной Каракатицы», и у его матросов.
-Странно ведут себя сигары в зубах Арчибальда Денди. Во второй серии спикер встаёт с сигарой во рту, и, как только он начинает речь, сигара куда-то исчезает. В последней серии (где выясняется, что спикер и Шеф — одно лицо) мистер Денди двумя пальцами вынимает сигару изо рта и говорит первые слова «А известно ли…». В следующем кадре (губы крупным планом) она снова оказывается меж зубов.
-На старте регаты (3 серия) спикер спрашивает: «Все яхты готовы?». Сразу после этих слов камера показывает, что все участники гонки по-прежнему спокойно стоят в ряд на набережной. Кроме того: а) яхты в разных кадрах повёрнуты к пристани то носом, то кормой; б) строй гвардейцев стоит к морю то лицом, то спиной; в) соседями пиратов слева оказываются то турки, то какие-то другие моряки.
-Многие морские термины, морские жаргонизмы и специальные конструкции («набить грот», «травить цепь», «поворот оверштаг», «земля по носу») оказываются понятны только тем зрителям, которые уже читали одноимённую повесть Андрея Некрасова.
-В пятой серии, когда Гангстеритто возвращается по трапу в вертолёт, агент Ноль-Ноль-Икс находится одновременно в двух местах: и внутри, и снаружи (на хвосте вертолёта).
-Во время манёвров яхта «Беда» делает переворот оверкиль. Когда дым рассеивается, зрители видят перевёрнутую яхту с трубкой, торчащей над килем, как перископ над подлодкой. Затем камера показывает крупным планом, как Врунгель, притаившийся за килем, поднимает эту трубку осторожно и не сразу. Это просто не очень удачный монтаж.
-Гангстеры садятся в машину явно на территории Египта. Но в следующем эпизоде машина едет по автодорогам, очень похожим на «Лабиринт МакАртура» в США. Сидя в автомобиле в своей обычной одежде, они выходят на связь с Шефом. Однако, когда тот включает видеотелефон, оба бандита появляются на экране в арабских нарядах (которые надевали раньше для маскировки) на фоне каменной стены.
-На подводной лодке гангстеров написано латинскими буквами: «Podvodnaya lodca». Этот приём не нов: в мультфильме Леонида Аристова и Игоря И. Николаева «Африканская сказка» встречались написания «Protokol» и «Prigovor».
Врунгель-«Нептун» предстаёт перед своими матросами в клоунской маске, с классической цирковой репликой «Ха-ха, вот он я!» и показывает настоящее цирковое представление с фокусами и прочими трюками (заметим, что на флажках вперемежку с Нептунами и русалками нарисованы клоуны, силачи и тигры). Но под конец праздника у капитана появляется искусственная борода, что больше соответствует традиционному образу морского бога.
-Кадры, сопровождающие выстрел из пушки (надпись «BUMM!», звёздочки, клубы разноцветного дыма и разлетающийся часовой механизм), впоследствии использовались Давидом Черкасским в трёх эпизодах мультсериала «Доктор Айболит».
В девятой серии Агент, приземляясь на остров Шефа, держит зонт в правой руке. В следующем кадре зонт перемещается в левую руку, а в правой оказывается неизвестно откуда взявшийся саквояж.
-Кашалот относится к зубатым китам. Когда кашалот в мультфильме чихал, в его пасти действительно можно было увидеть крупные зубы. И только в одном кадре, где рот кашалота был слегка приоткрыт, в нём виднелся китовый ус, как, например, у гренландского кита или финвала.
-В «Рассказе Фукса» снова меняется порядок яхт на старте, а у капитана «Чёрной Каракатицы» появляется повязка на глазу.
-В одиннадцатой и двенадцатой сериях на ногах Врунгеля и Фукса надеты то вьетнамки, то шлёпанцы без перемычки, то ничего.
Многоместный зал с ложами, с большой люстрой с подвесками, с фрачными музыкантами и лощёными, элегантными зрителями выглядит слишком грандиозно для летнего театра Гонолулу, скорее напоминая залы крупных оперных театров Европы. Кроме того, шесть музыкантов странным образом меняются инструментами: два огромных геликона пропадают, остаются четыре саксофона (причём не все — в руках прежних владельцев) и неизвестно откуда взявшиеся скрипка и бас-гитара.
Ва бене...
Как вы яхту назовете, так она и поплывёт.
Мы в некотором роде не совсем гавайцы. Скорее даже, совсем не гавайцы...
О Боже! Что он делает?! Кретино! (дальше следует непереводимая игра слов с использованием итальянских идиоматических выражений)
Один крокодил. Два крокодила. Три крокодила...
Ой, что было, шеф, что было!
Разрешите доложить, Христофор Бонифатьич. По-моему, дело - табак!
Только не это... Только не это, шеф!
Ха-ха-ха! Руки вверх. Ваша песенка спета...
Качество:DVD5
Формат:DVD Video
Видео кодек:MPEG2 Video
Аудио кодек:Dolby AC3
Видео:MPEG2 Video 768x576 (4:3) 25.00fps 5100Kbps
Аудио:Dolby AC3 48000Hz stereo 256Kbps
Призы- Мультфильм получил приз на Всесоюзном кинофестивале телефильмов в Ереване.